25/12/2012

Доатомная эра

Автор: Челнов Константин

Древнегреческие философы — это первые из известных ученых, предположивших, что материя состоит из мельчайших, невидимых элементов; в этом суть теории «атомизма», развитой Демокритом из Абдеры в V в. до н.э. Его предшественники — философы и математики, как, например, Пифагор, полагали, что фундаментальными «кирпичиками» Вселенной являются твердые тела, а учитель Демокрита Левкипп выдвинул идею о существовании атомистической системы. Однако Демокрит, базируясь на ранее существовавших концепциях, предложил более тщательно разработанную систему, с которой были согласны как сторонники, так и противники. Идеи Демокрита представляли собой наиболее продуманную концепцию атомистической структуры, а концепция о существовании атома как такового осталась в силе до нашего времени.

В основе теории Демокрита лежало принципиальное положение о том, что вся материя состоит из атомов — твердых частиц, имеющих различные размеры и форму, но настолько малых, что их нельзя увидеть невооруженным глазом; кроме того, они неразрушимы, — само слово «атом» происходит от греческого atomos, что означает «неделимый». На атомном уровне отдельные атомы, обусловленные распадом материи, перемещаются в пространстве и, соединяясь, могут образовывать новую материю. Таким образом создано все сущее во Вселенной.

Теория Демокрита в пересказе его сторонниками фактически привнесла концепцию атома в современную эпоху, однако его собственные сочинения оказались утерянными еще в древние времена. Его теория цитируется в сочинениях последователя — Эпикура (которые, в свою очередь, цитируются, будучи включенными в римский трактат II в. до н.э.), однако, по иронии судьбы, учение Демокрита сохранилось, можно сказать, в основном благодаря нападкам на него со стороны Аристотеля (который не верил в атомы) в IV в. до н.э. Сторонниками доводов Аристотеля явились другие философы и ученые древнего мира, в том числе Цицерон, Сенека и Гален. Благодаря авторитету Аристотеля, который был признан и после гибели Римской империи, его неприятие атомизма ученые разделяли и после завершения эры Древнего мира. Католическая церковь, помимо прочего, обвиняла теорию Демокрита за утверждение о том, что «Вселенная не имеет конца, поскольку она не могла быть создана некой внешней силой», и считала атомизм в лучшем случае заблуждением, а в худшем — ересью.

Приверженцы атомистической теории заново открыли для себя Демокрита в XIII в., после того как древние сочинения, сохраненные арабскими учеными, были переведены на латинский язык. В XV в. ученые периода Ренессанса смело выступили против попыток церкви запретить обсуждение атомизма. Но лишь в XVI в. концепция атомизма вновь привлекла к себе внимание, потому что нападки на Аристотеля совпали по времени с отрицанием устоев католицизма Лютером и его единомышленниками. По мере развития науки, в конце XVI и начале XVII в., учение Аристотеля начало рушиться. Изобретение барометра и воздушного насоса в 1634 и 1654 гг. соответственно, показало, что пустота, концепцию которой Аристотель отрицал, реально существует. А если это так, то, возможно, существуют и атомы.

Обсуждение закрыто

Комментарии